Звонок бесплатный
Меню

Кадастр

В органы кадастрового учета хоть однажды, но всем собственникам приходилось обращаться. Все, кто хочет получить право собственности, предварительно должны поставить свою недвижимость на кадастровый учет.

Кадастр — это база данных, где собраны сведения обо всех объектах недвижимости, которые находятся на территории России. Вся информация систематизирована по разделам, каждый из которых должен быть заполнен, как, например, кадастровый номер, адрес, кадастровая стоимость и прочее.

Что это такое?

Кадастр — это список чего-либо. В переводе с французского слово «кадастр» буквально означает опись имущества. В данном случае мы говорим о списке объектов недвижимости, составленном на основе российских законодательных актов.

К объектам недвижимости принадлежат следующие виды:

  • квартира;
  • жилой дом;
  • земельный участок;
  • дачный домик;
  • гараж;
  • машиноместо.

Кадастр (или реестр) недвижимости создавался еще в советское время. Но разница состояла в том, что все объекты недвижимости принадлежали государству либо юридическим лицам (жилищные кооперативы). Например, реестр земельных участков по категориям тоже формировался, но он выглядел несколько иначе.

В то время еще не было видов разрешенного использования (ВРИ). Было разграничение по использованию земли, но решала этот вопрос всегда администрация. В настоящее время законодательно этот вопрос решен. Не было понятия кадастровой стоимости. Инвентаризационная стоимость, которая указывалась, была очень далеко от рыночной цены. Графы «право собственности» не существовало.

Сейчас право собственности на объект недвижимости может быть у следующих субъектов:

  • частное лицо (гражданин);
  • государство;
  • муниципалитет;
  • юридическое лицо.

Теперь в кадастровых данных обязательно указывается и этот пункт, поскольку появилось несколько вариантов.

Законодательная база

За госкадастр отвечает федеральный орган — Росреестр. В начале создания орган, занимавшийся учетом всех данных назывался комитетом, был Министерством, агентством, теперь — федеральной службой.

Росреестр появился в результате Указа Президента РФ от 2008 года «О Федеральной службе госрегистрации, кадастра и картографии». Это исполнительный орган, который находится в ведении Минэкономразвития РФ.

Согласно Федеральному закону №221 от 2007 года «О кадастровой деятельности» регулируется учетная деятельность объединений кадастровых инженеров. Там же дается развернутое определение кадастровой деятельности в отношении объектов недвижимости.

Законодательную базу кадастровой деятельности составляют Конституция РФ, Земельный, Гражданский, Лесной, Водный Градостроительный и Жилищный кодексы России. А также правовую основу постановки на кадастровый учет образуют различные Федеральные законы, в первую очередь — «О госкадастре недвижимости».

Кадастр

Каждый объект в Российской Федерации должен быть учтен — таков примерный смысл кадастрового учета. Итогом деятельности по учету является сам кадастр или реестр. До 2007 года свод сведений состоял из кадастра земельных участков и кадастра остальной недвижимости. В 2000 году был создан Росземкадастр, который затем был преобразован.

В настоящее время вся информация находится на едином информационном ресурсе. Эти сведения принимаются и систематизируются отделениями Росреестра на местах. Хранятся данные в Едином государственном реестре недвижимости. То есть получить информацию можно не только по месту жительства, а практически о любом объекте недвижимости России, где бы вы ни находились.

Недвижимости

С 2017 года кадастр недвижимости объединяет как систему сведений о каждом объекте — государственный кадастр недвижимости (ГКН), так и данные о правах на эти объекты (Единый государственный реестр прав на недвижимость (ЕГРП). В настоящее время база данных формируется в рамках ЕГРН.

Туда попали все сведения из ЕГРП, где прослеживалась вся история оборота прав на конкретный объект. И кадастровые данные: о верх территориальных делениях внутри РФ, границах между регионами, населенными пунктами, объектами, Госграницы и всей информации, которая предусмотрена Федеральным законом.

Кадастровой деятельностью занимаются не только уполномоченные органы. Выполнение работ по межеванию, установлению границ и подготовке документов возложены на кадастровых инженеров. Такие кадастровые работы завершаются присвоением каждому объекту своего кадастрового номера, уникального и непохожего на другие.

Земельных участков

Занесение в государственный кадастр земельных участков отличается от процедуры постановки на учет других объектов по ряду признаков. Каждый земельный участок, независимо от его назначения, нуждается в межевании. Самостоятельно такую процедуру нельзя выполнить, для нее приглашаются специалисты — кадастровые инженеры.

Они объединяются в независимые организации, которые выполняют работы, связанные с кадастровой деятельностью. Граждане обращаются в такие компании с целью нанять кадастровых инженеров для выполнения замеров участка, определения его границ, установки межевых знаков и составления всех необходимых планов.

Землеустроительные работы являются недешевыми, поэтому не все заказывают их для своего участка. Некоторые наделы, находящиеся в бессрочном пользовании или в праве пожизненного наследуемого владения, до сих пор не поставлены на кадастровый учет.

Обычно граждане начинают заниматься постановкой на кадастровый учет перед тем, как собираются оформлять право собственности на землю.

До этого земля юридически земля принадлежит государству или муниципалитету. Правовой статус выявляется, в том числе и в период деятельности кадастрового инженера. Он письменно оформляет результаты замеров, и подготавливает документы для государственных кадастровых органов.

Других объектов

В России существует множество кадастров, то есть списков или реестров. Их ведение — обязанность исполнительных органов. Например, структурирование кадастра водных объектов — дело Росводресурсов.

В рамках кадастра недвижимости кроме домов, квартир и земельных участков, существуют следующие объекты:

  • земли под гаражными кооперативами;
  • гараж как индивидуальная постройка;
  • дачи, хозяйственные сооружения;
  • подземные сооружения;
  • машино-места.

Согласно Федеральному закону №221 от 2007 года «О госкадастре недвижимости» его положения не распространяются на недра, суда (воздушные, внутреннего плавания и морские), космические объекты и предприятий как имущественных комплексов.

Чем занимается?

Итак, регистрацией сделок и прав на недвижимость, кадастровым учетом занимается в нашей стране Росреестр. Это Федеральная служба госрегистрации, кадастра и картографии. В 2010 году к ней были присоединена Роснедвижимость.

В настоящее время основными функциями Росреестра являются:

  • государственная регистрация прав собственности;
  • предоставление сведений из ЕГРН;
  • постановка на учет и снятие с него недвижимого имущества;
  • наблюдение за землеустройством;
  • внесение, систематизация и сохранность базы данных.

Росреестр занимается регистрацией следующих видов прав:

  • право собственности;
  • для юридических лиц: право оперативного управления и хозяйственного ведения;
  • право пользования;
  • сервитут;
  • аренда;
  • ограничения (аресты и прочее).

Прием и обработка документов осуществляется в отделениях Росреестра на местах, посредством сайта Росреестр, портала Госуслуги и МФЦ.

Получение выписки

Все сведения из ЕГРН достоверны и открыты для граждан. Это значит, что получить информацию можно о каждом объекте недвижимости, независимо от того, является ли он вашей собственностью или нет.

Первоначальные данные: о виде собственности, категории и виде разрешенного использования (ВРИ) можно узнать на бесплатной публичной кадастровой карте.

Остальные сведения содержатся в выписке, которую можно получить, сделав запрос и заплатив госпошлину. Выписку можно оформить и на чужую недвижимость. Обычно к этому способу прибегают те, кто хочет получить надежные и проверенные данные. Например, перед приобретением дома покупатель хочет узнать, не находится ли он под залогом.

Выписка содержит следующие сведения:

  • кадастровый номер;
  • площадь;
  • адрес;
  • вид собственности;
  • категория;
  • ВРИ;
  • кадастровая стоимость;
  • дата регистрации;
  • наличие/отсутствие обременения.

Для того, чтобы получить выписку из ЕГРН, потребуется паспорт, заявление и квитанция об оплате госпошлины. Подать документы можно в любом отделении Росреестра и через три дня документ будет готов.

Если заказать выписку через многофункциональный центр (МФЦ), то через 5 рабочих дней вы сможете получить данные об интересующем объекте. Очень удобно подавать заявление через сайт Росреестра и портал Госуслуг онлайн. Также можно оплатить госпошлину, не выходя из дома.

Образец кадастровой выписки на земельный участок здесь,

образец кадастровой выписки на квартиру здесь.

Документ, в зависимости от вашего выбора, может быть выдан как в бумажном, так и в электронном виде. Причем второй вариант, при условии быстрой оплаты картой или иным способом, можно получить уже через час. Для физических лиц эта услуга будет стоить не меньше 300 рублей.

Внесение изменений

Все изменения вносятся только по заявлению. Внесение изменений в государственный кадастр возможно по заявлению и предоставленным документам.

Согласно Федеральному закону №221 «О госкадастре недвижимости» существуют следующие основания для внесения в ГКН:

  • смена адреса;
  • увеличение/уменьшение площади недвижимости;
  • появление/исчезновение объектов;
  • установление обременения (например, залога);
  • окончание строительства;
  • исправление ошибок.

Право заявить об изменениях имеет только собственник, поэтому при подаче документов обязательно должно присутствовать Свидетельство о праве собственности или выписка из ЕГРН.

После поправки, принятой в 2016 году Свидетельство больше не выдается. Его роль играет выписка. Но при этом оба документа имеют равную юридическую силу.

Заявление и документы подаются:

  • лично;
  • через сайт Росреестра;
  • посредством МФЦ;
  • через портал Госуслуг.

Список предоставляемых документов будет зависеть от конкретной ситуации. Ее нужно будет лишь документально подтвердить. Об изменениях в характеристиках недвижимости сообщает собственник или его официальный представитель, который оформляет доверенность у нотариуса.

Предельный срок внесения изменений — 18 дней, в МФЦ или «Моих документах» — 21 день. Внесение изменений в госреестр производится бесплатно. Отказать заявителю могут при расхождении изменений с действующим законодательством.

На видео о кадастре недвижимости