Главным этапом в передаче муниципального жилья в собственность физических лиц является заключение договора о приватизации. Наличие подобного документа является подтверждением совершения сделки и наличия права граждан на полученную жилплощадь.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Договор является двухсторонним и заключается между займодателем и нанимателем. После окончания приватизации документ передается новому собственнику и является подтверждением его прав на жилье.

Условия заключения

Для того чтобы успешно заключить договор о приватизации, необходимо выполнить несколько условий:

  1. Получить регистрацию по месту пребывания. При отсутствии подтверждающих документов, в проведении сделки будет отказано.
  2. Предоставить подтверждение о неучастии в бесплатной приватизации. Согласно законодательству, подобная сделка может совершаться один раз в течение жизни.
  3. Предоставить письменное согласие от всех зарегистрированных лиц на осуществление приватизации.

Помимо этого, сами жилплощадь или участок должны полностью соответствовать законодательному статусу, который позволит провести приватизацию.

Порядок оформления

Процедура оформления документа регулируется законодательством. Обычно его составлением занимаются специализированные организации, которые могут быть как частными, так и принадлежать администрации. Договор о приватизации должен быть составлен в письменной форме. При этом нет необходимости в присутствии нотариуса.

Для того чтобы произвести оформление, необходимо подготовить ряд документов:

  1. Заявление, заполненное по форме. Она выдается сотрудниками местного самоуправления.
  2. Документы, подтверждающие личность каждого из участников сделки.
  3. Кадастровый и технический паспорт жилья.
  4. Документ, служащий основанием для проживания.
  5. Копия постановки на налоговый учет.
  6. Справка о количестве зарегистрированных лиц или выписка из домовой книги.
  7. Выписка об отсутствии долгов за коммунальные услуги.
  8. Справки о том, что никто из участников ранее не участвовал в бесплатной приватизации.

Также потребуется предоставить доверенность от каждого из членов семьи в случае, если оформлением будет заниматься только один человек.

Законодательная база

Процесс составления договора в 2020 году регулируется сразу несколькими законодательными актами.

Данный этап приватизационной сделки проводится на основании:

В последнем документе содержатся условия для проведения государственной регистрации и перехода прав собственности. Это необходимо для законного заключения сделок с недвижимостью. В Гражданском кодексе оговорены общие, а также частные правила, касающиеся заключения договоров.

Договор приватизации

Приватизацией считается переход государственной собственности в частное владение. Подобная сделка осуществляется на основании действующих правил российского законодательства.

Основным документом является договор приватизации, подтверждающий права гражданина на жилплощадь.

Жилого помещения

В случае с приватизацией жилого помещения, помимо договора, необходимо получить акт согласования с БТИ. Наличие подобного документа позволит в кратчайшие сроки подтвердить законность сделки, а также выявить ее правомерность.

В самом договоре необходимо обязательно указать, к какому типу относится жилплощадь. Так, к примеру, если речь идет о частном доме, то следует указать его место расположения и характеристику участка, на котором он находится. Также дополнительно следует указать наличие межевания.

Квартиры

В случае, если квартира получается на основании договора социального найма, то необходимо составить соответствующую бумагу во время передачи жилья в собственность.

При составлении договора, в него должны быть внесены все условия проведения процедуры, а также права и обязанности, вступающие в силу после заключения сделки.

Помимо этого, приводится характеристика приватизируемого помещения.

Частного дома

В случае, если приватизационная сделка проводится по отношению к частному дому, то договор может быть составлен только после получения нескольких документов:

  • согласования с БТИ;
  • акт соответствия с МЧС;
  • акт соответствия с СЭС.

В таком случае риски для будущего собственника станут минимизированы. В самом договоре о приватизации оговариваются:

  • квадратура дома;
  • примерная стоимость жилья;
  • место расположения;
  • характеристика прилагаемого земельного участка.

Земельного участка

Сам по себе земельный участок не может быть приватизирован. Сделка может быть проведена только в случае, если на нем находится уже приватизированная жилая постройка.

В таком случае, в договоре о передаче собственности должны быть указаны:

  • квадратура участка;
  • проведение межевания;
  • тип собственности.

В случае, если земля была получена еще в советское время, придется дополнительно предоставить документы, подтверждающие данный факт. Особенно, если надел перешел благодаря наследованию.

Как выглядит?

Договор о приватизации представляет собой несколько бумаг, в которые вносятся все данные о совершаемой сделке. Первая страница содержит пустые поля, обязательные к заполнению во время заключения договора.

На последующих листах находится уже заранее подготовленный перечень условий, которые необходимо выполнить и соблюдать. В конце документа находятся поля для проставления подписей каждого участника, а также заверяющих печатей.

Содержание

Для того чтобы договор был действительным, в него должны быть внесены следующие пункты:

  1. Сведения о жилье.
  2. Данные каждой из сторон договора.
  3. Сведения о каждом из участников сделки и информация о распределении долей.
  4. Сведения о собственнике.
  5. Информация о бумаге, подтверждающей право на проживание в жилье.
  6. Распределение ответственности между сторонами сделки.
  7. Условия, на которых будет совершаться передача имущества.

Все они являются обязательными к заполнению, в противном случае документ будет признан не действительным.

Кто подписывает?

Для того чтобы договор о приватизации вступил в силу, необходимо проставить специальную печать и штамп администрации. Также потребуется заверение подписями сторон. Свой росчерк должен оставить каждый из участников, в том числе и должностное лицо — представитель муниципалитета.

Сколько экземпляров?

Количество экземпляров документа может варьироваться в зависимости от количества заключающих его лиц. Таким образом, каждый из участников после окончания процедуры обязан иметь на руках оригинал бумаги, подтверждающий его права.

Образец

Для того чтобы минимизировать риски при оформлении, можно заранее ознакомиться с образцом договора приватизации жилого помещения.

Это позволит не ошибиться в ответственный момент и заполнить документ без ошибок и в соответствии с положениями действующего законодательства.

Образец договора на приватизацию квартиры здесь.

Как внести исправление?

Но все-таки вероятность допущения ошибок при заполнении документа присутствует и допускается законодательством. Они могут быть оставлены вследствие невнимательности сотрудника, заполняющего бумагу, или же из-за неточностей в правовых или юридических документах.

В случае, если виновником допущения ошибки стала человеческая невнимательность, исправление может быть произведено в упрощенном порядке:

  • стороны подтверждают наличие ошибки;
  • составляется новый документ с верными сведениями;
  • бумага передается в Регистрационную Палату с документами, указывающими на ошибку в предыдущем экземпляре.

Но в случае, если ошибка носит юридический характер, то ее исправлением должен заниматься суд. Для этого подается соответствующее исковое заявление. Судебный орган рассматривает обстоятельства и выносит решение.

Как восстановить при утрате?

В случае утраты документ можно восстановить. Но сделать это можно только в отделении органа, в котором был получен оригинал. Стоит отметить, что большинство документов хранится в Регистрационной Палате.

Договоров, составленных до 1997 года, там нет, поскольку до указанного момента такого органа попросту не существовало. В случае утери бумаги, оформленной до 1997 года, следует обратиться в жилищный отдел администрации населенного пункта.

Получение дубликата

Для того чтобы получить дубликат утерянного договора приватизации, придется заплатить госпошлину. Оформление возможно только в случае предоставления соответствующей квитанции.

Данные, содержащиеся в дубликате, полностью соответствуют тем, что были указаны в оригинальном документе.

Можно ли расторгнуть?

Законодательство предусматривает возможность расторжения договора. Но для этого потребуется наличие соответствующих оснований.

В случае отсутствия их подтверждения договор признается действительным и продолжает действовать в рамках закона.

Основания

В качестве оснований для расторжения могут выступать несколько факторов:

  • наличие опечатки;
  • некорректное заполнение;
  • наличие исправлений в заполненной форме договора;
  • отсутствие заверяющей печати или подписи одной из сторон.

Также основанием для расторжения может послужить кончина гражданина, ставшего собственником жилья.

Признание недействительным

Гражданский кодекс содержит полный перечень причин, по которым договор о приватизации может оказаться недействительным.

Условно их можно разделить на две большие группы:

  • к первой относятся случаи, когда причины изначально не позволяют провести процедуру;
  • ко второй ‒ остальные случаи, года требуется признание недействительным уже готового документа.

В большинстве случаев документы признаются недействительными из-за подделки бумаг. Также довольно часто договор расторгают вследствие несогласия одной из сторон. В таком случае следует обращаться в суд для дальнейшего разбирательства.

Судебная практика

Если обратиться к судебной практике, то можно понять, что приватизация является довольно конфликтным процессом. Все из-за того, что процедура имеет массу нюансов и особенностей. И зачастую далеко не все граждане знают детали составления договора о приватизации.

Вследствие юридической неграмотности населения многие договора составляются неправильно. Из-за этого допущенные ошибки распознаются уже по прошествии времени, когда признание документа недействительным может быть произведено только через судебные инстанции. Если вместе с поданным заявлением на расторжение истец сможет предоставить доказательства своей правоты, то суд встанет на его сторону.

Здесь представлена судебная практика по приватизации квартиры.

На видео о подводных камнях договора

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.