Перевод в личное пользование объектов недвижимости проводится по определенному порядку. Приватизация определятся нормативами ЖК и иными законами. Сегодня переведено в собственность больше 80% жилого фонда.

Общие понятия

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Перевод начался с 1991 года. До этого срока все проживали в квартирах социального найма, приватизации до того момента не было. В последние годы сроки перевода жилья продлеваются постоянно. Но такие процедуры не бесконечны, поэтому следует перевести жилье в собственность как можно быстрее.

Порядок приватизации, как и все остальное, имеет свои плюсы и минусы. По этой причине, перед началом перевода следует ознакомиться со всеми нюансами.

К примеру, запрещено приватизировать аварийное жилье, помещения, расположенные в военных городках, комнаты, расположенные в общежитиях и служебные квартиры.

Кто имеет право?

Согласно законодательству, перевести в пользование жилое помещение можно только раз.

Исключение из правил составляют несовершеннолетние граждане. Они могут принимать участие 2 раза:

  • совместно с родителями либо лицами, их заменяющими;
  • в самостоятельном порядке – после того, как достигнут совершеннолетия.

Согласно законодательству, в 2020 г. перевести жилье могут лица, имеющие регистрацию по данному адресу и ранее не принимавшие участи в этом процессе. Кроме этого, они должны постоянно проживать в этом помещении.

Не являются исключением люди, отбывающие наказания, проходящие службу в армии, находящиеся в длительных командировках либо на лечении.

Недееспособные лица также принимают участие в этой процедуре. Они самостоятельно подписывать бумаги не могут, за них эти действия выполняют опекуны. Но действия происходят только в интересах людей, на себя они оформить бумаги не могут.

Законодательная база

Основными законами, регулирующими процедуру перевода в собственность, являются следующие:

  • ФЗ № 178 от 21.12.2001г. «О приватизации…». Регулируются ст. №1. Действует с 27.04.2002г.
  • Положение РФ № 218-ФЗ.
  • ЖК РФ.
  • ГК РФ.

Порядок приватизации

Чтобы начать перевод помещения в личное пользование, следует подготовить следующий пакет документации:

  • письменное согласие каждого жильца квартиры, имеющего регистрацию (временно проживающие лица в этот перечень не входят);
  • договор соцнайма или ордер на жилое помещение;
  • бумаги о том, что жилье ранее не переходило в собственность;
  • квитанции об оплате за жилое помещение за 3 мес.;
  • выписка, взятая в архиве или паспортном столе;
  • доказательство, что граждане ранее не участвовали в приватизации;
  • технические документы, взятые в БТИ;
  • для жилого дома – поэтажный план с нумерацией комнат, их расположением, указанием балконов или лоджий, такой документ берется в Кадастровой палате;
  • справка, взятая в паспортном столе с указанием прописанных, степени их родства;
  • выписка из ЕГРП;
  • номер лицевого счета и указание того, имеется ли задолженность по квартплате, при наличии – ее следует погасить;
  • паспорта каждого со снятыми копиями;
  • сведения о несовершеннолетних, их документы;
  • свидетельства о заключении (расторжение) брака.

Могут потребоваться иные бумаги:

  • отказ от перевода (при наличии);
  • в случае выписки несовершеннолетних детей, их обязательное участие, в случае лишения родительских прав, разрешение, взятое в органах опеки;
  • выписка из паспортного стола о месте прописки несовершеннолетних детей;
  • при наличии умерших родственников свидетельство о смерти;
  • доверенность на проведение таких процедур, нотариально заверенную доверенность;
  • при наличии несовершеннолетних детей, разрешение, взятое в опеке;
  • чек об уплате госпошлины.

Перечисленный пакет документации сдать в отдел приватизации и ждать ответа. Работник принимает бумаги, проводит регистрацию, присваивает номер и назначает день, когда можно будет подойти за решением. Обычно, на такие процедуры уходит 2 месяца.

В назначенный день все участники должны подойти и подписать свидетельство. В случае отсутствия кого-нибудь, необходимо оформить доверенность.

Квартиры

При переводе жилой квартиры в личное пользование потребуется собрать вышеперечисленный список, оплатить госпошлину, заполнить каждому будущему собственнику заявление. При наличии несовершеннолетних детей, заявление от их имени пишет их представитель.

Порядок приватизации квартиры включает в себя, что человек, который является родственником, но не имеет регистрацию, ему следует ее срочно оформить. Для этой процедуры необходимо, что все зарегистрированные лица написали письменное согласие.

В случае проведения в помещении перепланировки, потребуется дополнительно предъявить разрешение на такую процедуру. В противном случае, в приватизации будет отказано.

Дома

При переводе жилого дома в собственность, потребуется собрать стандартные бумаги, но кроме них потребуются и дополнительные:

  • постановление департамента жилья о возможности передать в собственность этот дом;
  • заявление, написанное в ФРС;
  • договор (ордер) жилого помещения.

Перечисленный перечень не может быть окончательным, поэтому следует подойти местную администрацию расположения этого дома.

Подаются они по общему принципу. Также прием ведет специалист, фиксирующий принятые бумаги и назначающий день, когда можно подойти за оформленным договором. Будущему владельцу потребуется обратиться в орган местного самоуправления с письменным заявлением о снятии данного дома с муниципального учета и передачи его в частные руки.

Земли под частными домом

Лица, имеющие под частным домом землю, обязаны перевести ее в собственность. Для этого нужно подать следующие документы:

  1. Заявление.
  2. Паспорт вместе с копией.
  3. Документ, подтверждающий право на пользование землей.
  4. План участка и всех построек на нем.
  5. Справка, взятая в Земельном комитете.
  6. Сведения с БТИ о стоимости земли.
  7. Документы о налогах.
  8. Справка, где указаны все лица, имеющие право на приватизацию.

После приема необходимых справок, специалист подойдет на место и произведет все необходимые замеры. В назначенный день также следует прийти всем собственникам для получения свидетельства.

Земельного участка

Получить в личное пользование участок земли имеют право все физические лица, а также юридические при условии, что их уставной капитал будет меньше, чем 25%.

Не имеют право выполнить такую процедуру лица:

  • зарегистрированные временно;
  • проживающие на правах безвозмездного пользования либо аренды.

До 2020 года получить участок земли в собственность можно бесплатно, в дальнейшем придется вносить за это денежную сумму. В случае выделения они предоставлялись согласно договору найма, по окончанию бесплатного процесса будут выделяться в аренду.

Садового участка

После 2015г. приобрести в частную собственность садовый участок стало намного проще. Раньше получали его от государства и пользовались им по принципу безвозмездного пользования. На сегодняшний день подать заявление можно в администрацию.

В этом случае, брать согласие остальных участников сделки, нет необходимости. В случае выдачи участка земли в индивидуальном порядке, приватизировать его стало намного проще. Следует подать заявление установленного образца в Росреестр. При оформлении бумаг, предъявление плана по кадастру не потребуется.

Участие несовершеннолетних детей

Следует отметить, что дети любого возраста (до исполнения им 18 лет) участвуют в приватизации без их согласия. Это довольно сложный процесс, за которым ведет контроль орган опеки. Даже в случаях, если малыш был зарегистрирован в квартире временно, он на таких же основаниях принимает участие в приватизации.

Встречаются случаи, когда ребенок был прописан в неприватизированной квартире, но после был снят с учета, органы попечительства проверяют все досконально и включают его в приватизационный процесс.

Как оформить?

Перевод жилья в личное пользование с участием несовершеннолетних граждан, проводится согласно действующему законодательству.

В случае обнаружения нарушений каких-либо пунктов перевода в собственность, процедура будет считаться недействительной. Сделка в таком случае не происходит.

Оформление перевода недвижимости в собственность происходит, в случае предоставления стандартных бумаг, но обязательно добавляется разрешение на эту процедуру органов попечительства, документ личности ребенка (паспорт или свидетельство о рождении).

Следует отметить, чтобы облегчить процесс перевода в собственность, малыша могут выписать, но такое возможно только с разрешения опеки и в случае, если у него имеется другое жилье, по условиям проживание не хуже первого.

Перечень документы

К необходимому пакету нужных бумаг относятся:

  • договор социального найма;
  • ордер;
  • паспорта (свидетельства о рождения) каждого участника;
  • выписка, взятая из домовой книги;
  • письменное подтверждение отсутствия задолженности;
  • техпаспорт на жилье;
  • документ, полученный в кадастровой палате;
  • выписка с Росреестра;
  • письменный отказ от перевода в собственность (при необходимости).

Образец заявления

Заявление заполняется без помарок и ошибок. Оно имеет утвержденную форму и пишется по определенным правилам. Ошибки в нем не допускаются.

От каждого будущего собственника заполняется отдельный бланк и в конце подписывается всеми будущими собственниками. Подпись на нем должны поставить и те, кто отказывается от перевода в собственность.

В нем должно быть указано следующее:

  • название организации;
  • данные личного характера;
  • мотивы получить в собственность муниципальное жилье;
  • характеристика помещения;
  • данные обо всех участниках;
  • подписи каждого с расшифровкой;
  • список прилагаемых документов.

Любые помарки приводят к затягиванию сроков.

Образец заявления о приватизации квартиры тут,

образец заявления о приватизации земельного участка тут.

Порядок регистрации

Порядок регистрации происходит следующим образом:

  1. Собранный пакет документов с оплаченным чеком подается сотруднику.
  2. Работник проверяется все бумаги, присваивает порядковый номер, проставляет печать, личную подпись и дату.
  3. Выдает расписку о полученных бумагах и опись.
  4. Называет дату, когда можно будет подойти и получить уже готовые бумаги.

Договор

Договор о приватизации можно будет получить спустя 60 дней. За ним необходимо подойти всем, кто принимал участие в приватизации.

Если кто-то не может этого сделать, то документы не будут выданы. В этом случае, следует заранее оформить в нотариальной конторе доверенность на родственников.

Образец договора приватизации тут.

Сроки процедуры

Время, отведенное на получение всех бумаг, составляет 2 месяца. Это время дается для тщательной проверки, выявления, нет ли какого-либо жилья, которое уже переходило в собственность. При обнаружении такого факта весь пакет документации будет возвращен.

Сколько стоит?

Стоимость самого приватизационного процесса считается бесплатной. Но не следует забывать о том, что при сборе необходимых бумаг практически каждая оценивается в энную сумму.

В случае самостоятельного хождения по кабинетам это будет оценено около 7 тыс. рублей.

Но, если взять в расчет, что практически все люди работают и заниматься, этим у них нет времени, можно обратиться в риэлтерскую контору и оформить доверенность. Конечно, сумма поднимется в несколько раз, но там работают специалисты и они за наиболее короткое время выполнят всю необходимую работу.

Преимущества и недостатки 

К достоинствам относится следующее:

  • можно сдать в аренду;
  • выполнить перепланировку (разумеется, с согласия соседей);
  • перевести в нежилое;
  • оформить в наследство;
  • подарить и т.д.

К недостаткам можно отнести:

  • начисляемый налог на имущество;
  • всевозможные взносы и платежи;
  • вследствие ЧС утрата имущества.

На видео о порядке действий

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.