Звонок бесплатный
Меню

Прописка

Каждый гражданин Российской Федерации, а также некоторые иностранцы должны иметь прописку в случае пребывания или проживания на территории России. Наличие регистрации является необходимым условием, которое позволяет людям пользоваться их гражданскими правами.

Учет граждан в РФ

За счет наличия прописки государство может вести учет граждан, пребывающих в том или ином населенном пункте. Такой подход позволяет успешнее регулировать вопросы миграции людей внутри страны.

При этом, граждане также получают дополнительные возможности, оформляя регистрацию по месту нахождения. К примерам можно отнести бесплатную медицину, а также возможность устройства детей в местные детские сады и школы.

Виды

На данный момент регистрация имеет два четко разделенных вида: постоянная и временная. Они имеют несколько отличий.

Прописка постоянного типа оформляется по месту проживания, в качестве которого могут быть использованы только определенные помещения:

  • жилой дом;
  • квартира;
  • служебное жилое помещение.

Также сюда относятся другие помещения, располагающие условиями для постоянного проживания, где заявитель находится на основании документов, предусмотренных в законодательстве России.

Временная регистрация — это прописка, которая предоставляется только на ограниченный срок, предусмотренный документами, и не превышающий пяти лет. Для ее получения могут подойти как помещения, приведенные выше, так и площади, предназначенные для временного пребывания. Ее могут оформить квартиросъемщики, туристы или вахтовые рабочие.

Помимо сроков, отличие разных видов прописки заключается и в наличии отметки в паспорте. При получении постоянной регистрации, гражданину в паспорт ставятся печати о выезде из старого места и прописке по новому адресу. Для временной же подобные отметки не нужны. Вместо них человеку выдают вкладыш со всей необходимой информацией.

Законодательная база

25 июня 1993 года был введен Федеральный закон №5241-1, который позволил регулировать вопросы, касаемо перемещения граждан России и других стран по территории РФ. В нем же предусматривается возможность регистрации человека как по месту постоянного жительства, так и по адресу временного пребывания.

Помимо приведенного закона, регистрация граждан также проводится на основании законодательных актов их Жилищного кодекса и Конституции РФ.

Прописка

Прописка как временная, так и постоянная оформляется по одной, довольно простой схеме. Однако ее условия могут отличаться в зависимости от того, кто именно собирается получать регистрацию.

Взрослого лица

Достигшие совершеннолетия граждане РФ могут оформить как временную, так и постоянную прописку. Для этого им достаточно собрать небольшой пакет документов и обратиться в нужный орган. Также, в случае, если человек не является владельцем жилплощади, ему придется привести собственника для того, чтобы он смог лично одобрить процедуру оформления.

Несовершеннолетнего ребенка

В случае с регистрацией несовершеннолетнего, все происходит намного запутанней. Особенно, если он переезжает от одного родителя к другому. Прежде всего, заявление на прописку ребенка пишет человек, являющийся его законным представителем. Помимо этого, необходимо получить разрешение от матери на осуществление процедуры (в случае, если ребенок переезжает к отцу).

Но подобные правила могут действовать только до тех пор, пока ребенку не исполняется 14 лет. С тех пор несовершеннолетний имеет полное право самому выбирать, с кем их родителей ему жить.

Заявление на перерегистрацию ребенок может написать самостоятельно, и для его подачи не потребуется дополнительного подтверждения со стороны родителей (исключая случаи, когда они являются собственниками жилья).

Иностранных граждан

Иностранные граждане имеют право на получение временной регистрации. При этом, ее сроки несколько отличаются. Так, в 2017 году иностранец по приезду в Россию должен оформить, так называемую, первичную регистрацию.

Срок ее действия составляет 90 дней. По его окончанию, при наличии оснований, такой гражданин может продлить свою прописку. В случае отсутствия каких-либо причин для сохранения регистрации, иностранец должен покинуть страну.

Где оформить?

Оформление прописки граждан производится в отделах Федеральной миграционной службы (ФМС). Однако подача заявлений осуществляется только по строго определенным дням и в обозначенное время. Поэтому не всем удобно передавать бумаги напрямую. Для подобных случаев сейчас существует возможность отправки документов через другие инстанции.

Так, любой желающий может отправить пакет своих документов через:

  • отделения Многофункциональных центров (МФЦ);
  • паспортный стол;
  • филиал Почты России в виде заказного письма.

Но в случае, если свободного времени нет совсем — можно воспользоваться услугами интернет-портала Госуслуги. Но перед этим следует пройти процедуру регистрации на данном сайте. Помимо этого, в особых случаях можно оформить нотариальную доверенность на хорошего знакомого, который сможет передать документы в ФМС от лица заявителя.

Порядок действий

При оформлении регистрации, не зависимо от способа, следует придерживаться небольшого порядка действий, который позволит значительно сократить временные затраты на всю процедуру:

  1. Получить листок убытия (только при постоянной регистрации). Данный документ можно оформить в паспортном столе по старому адресу проживания. Сейчас законодательство позволяет оформлять постоянную прописку и без его получения. Но его отсутствие, возможно, увеличит срок получения регистрации.
  2. Сбор документов. Подготовить пакет требуемых документов необходимо за несколько дней до начала процедуры. Бланк заявления можно скачать из интернета для того, чтобы сократить время пребывания в ФМС или МФЦ. При необходимости нужно также заранее оповестить собственника квартиры.
  3. Подача заявления. Заявление подается несколькими способами, представленными выше. После его отправки документы проверяются, и в течение 3 дней после перенаправления бумаг в ФМС гражданина оповещают о времени и дате оформления.
  4. Получение документов. В установленный срок гражданин должен подойти в назначенный ему отдел ФМС и получить документы, подтверждающие наличие прописки. Это может быть вкладыш или специальный штамп, проставляющийся в паспорт регистрируемого лица.

Как можно заметить, процесс получения прописки довольно легкий. Главное, что требуется от гражданина ‒ вовремя собрать пакет необходимых бумаг. В таком случае процедура пройдет быстро и без особых заминок.

Перечень документов

Для того чтобы с первого раза пройти процедуру регистрации без всевозможных заминок, следует заранее подготовить пакет документов. Стандартно в него входят:

  • паспорт регистрируемого;
  • заявление от регистрируемого по установленной форме;
  • документы, служащие основанием для проживания по адресу будущей прописки;
  • документы, подтверждающие согласие других жильцов.

Также могут понадобиться и другие документы, в зависимости от ситуации. К примеру, если получается постоянная прописка, то желательно дополнительно предоставить листок убытия.

Если же регистрация оформляется на ребенка, то пакет документов видоизменяется. Так, родители должны предоставить:

  • заявление по нужной форме;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • свидетельство о заключении брака (при его наличии);
  • паспорта обоих родителей;
  • документ, подтверждающий регистрацию родителя, к которому будет вписан ребенок.

При этом, согласно законодательству, не потребуется согласия ни от других жильцов, ни от собственника.

Образец заявления

Заявление на получение прописки составляется на основе бланка. В зависимости от того, на какой срок производится регистрация, это может быть форма №6 или форма №1. Для постоянной и временной прописки, соответственно.

В бланк должно быть занесено несколько видов информации:

  • о регистрируемом гражданине;
  • о предоставляемой жилплощади;
  • о владельце, предоставляющем жилье.

Также в документ необходимо внести перечень прилагаемых документов и оснований.

В случае, если оформление производится через МФЦ или в ФМС, то получить бланк можно по обращению. Но, помимо этого, закон не запрещает скачать пустые заявления и оформить их по образцу формы №6 или формы №1. Сразу стоит оговориться, что при отправке заявки через Госуслуги документ заполняется в электронном виде на сайте непосредственно перед отправкой.

Образец заявления на постоянную регистрацию тут,

образец заявления на временную регистрацию тут.

Сроки и стоимость

В среднем, на рассмотрение документов у ФМС уходит не более 3 дней. По окончании этого срока прописываемого информируют о том, в каком отделении и какого числа будет производиться его регистрация. Но не всегда получается сделать все по правилам. Иногда люди сами забывают донести те или иные документы, из-за чего срок оформления может затянуться вплоть до 8 дней.

Стоимость регистрации на территории РФ, вне зависимости от ее типа, является нулевой. Но стоит отметить, что услуга предоставляется безвозмездно только в течение срока, установленного законодательством.

В случае с постоянной пропиской, оформление должно быть начато в течение 10 дней. Временная же может производиться в случае, если человек намерен проживать на территории более 90 дней. Если будет зарегистрирован пропуск сроков — то регистрируемый получит штраф.

Штраф за отсутствие регистрации

В случае, если гражданин нарушает установленные законом сроки, предоставленные на регистрацию, он может получить штраф. При этом составляется протокол.

Размеры штрафа зависят от нескольких составляющих, в том числе и региона пребывания, и могут варьироваться от 2 до 5 тысяч рублей.

Санкции накладываются также и на владельца помещения, в котором проживал незарегистрированный гражданин. Собственнику потребуется отдать от 2 до 7 тысяч рублей за непредоставление информации о жильцах.

Но это еще не все. При неуплате в течение месяца, сумма штрафных санкций удваивается. При этом участковый составляет новый протокол, согласно которому гражданин должен не только пройти регистрацию, но и оплатить накопившуюся штрафную сумму. Это касается как собственников, так и нелегально проживающих граждан.

На видео о правилах регистрации