Жилищно-коммунальные услуги в современном мире являются необходимостью для жителей городов и других населенных пунктов. Они нужны гражданам для комфортного проживания в собственных квартирах и домах.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Коммунальные услуги могут предоставляться гражданам ТСЖ, управляющими компаниями и другими организациями, имеющими соответствующие разрешения. При этом должен быть составлен договор, в котором описаны все предоставляемые услуги.

Общие сведения

К коммунальным относятся те услуги, которые могут поставляться монопольными организациями. Они обеспечивают жилье человека различными энергетическими и природными ресурсами.

Ответственность за своевременную поставку ЖКУ могут нести следующие организации:

  • товарищество жильцов или управляющая компания;
  • непосредственно поставщики потребляемых ресурсов;
  • жилищные или жилищно-строительные кооперативы.

ЖКУ подлежат обязательной оплате со стороны граждан. Их размер регулируется при помощи устанавливаемых тарифов. При этом человек может оплачивать услуги как подушно, так и по количеству потраченных ресурсов. Для последнего метода в жилье должны быть установлены индивидуальные приборы учета.

Законодательная база

Регулировку предоставления услуг ЖКХ осуществляют сразу несколько законодательных актов. Прежде всего, это Гражданский Кодекс и Закон о защите прав потребителей.

Помимо этого, для решения тех или иных вопросов может использоваться целый ряд федеральных законов, постановлений и правил. Все это позволяет устанавливать не только необходимые коммунальные услуги, но и тарифы на них.

Услуги ЖКХ

В перечень услуг ЖКХ входит несколько наименований, просмотреть их список можно как в договоре с поставщиком, так и в ежемесячно приходящих квитанциях для их оплаты.

В основном, в их перечень включены:

  • поставка электроэнергии;
  • водоснабжение и водоотведение;
  • отопление;
  • вывоз ТБО.

Также в квиток могут включаться и другие услуги, однако требование оплаты некоторых из них не имеет под собой законных оснований.

Электроэнергия

В настоящее время учет потребляемой электроэнергии ведется за счет счетчиков, установленных для каждого жилья.

Также жильцу необходимо оплачивать и электроэнергию для, так называемых, общедомовых нужд. В их перечень включены затраты на пользование лифтом, освещение подъезда и крыльца и так далее.

Стоит отметить, что стоимость «общей» энергии является фиксированной и зависит от установленных законом нормативов.

Обязанности есть не только у граждан. Так, поставщики электроэнергии, согласно закону, не могут останавливать подачу электроэнергии более, чем на два часа за месяц. Такое правило действует в случае, если есть два независимых источника электричества. Если же источник один, то месячные перебои в сумме не должны превышать суток.

Горячее и холодное водоснабжение

Оплата за горячую и холодную воду производится отдельно. При этом, начисления могут вестись как по зафиксированным нормам на душу населения, так и по приборам индивидуального учета ― счетчикам.

При этом существует одна интересная особенность: если вода имеет температуру ниже 40 ⁰C, то ее следует отнести к холодной, и производить оплату в соответствии с этими данными. Горячая же вода может иметь температуру до 75 ⁰C.

Помимо температурного режима, существует еще несколько ограничений. Так, холодная вода при поставке не должна содержать в себе патогенных бактерий. Также в ее составе должны отсутствовать вредные химические составы, включая мышьяк и соли различных тяжелых металлов.

Как и в случае с электроэнергией, закон позволяет производить перерывы в подаче воды. Их сроки в месяц не должны превышать 8-ми часов. А в случае возникновения крупной аварии вода может быть отключена на одни сутки. Данные ограничения касаются как горячей, так и холодной воды.

Отопление

Установленные нормы проживания включают в себя и показатели температуры. Так, для возможности проживания граждан в помещениях должно быть не менее, чем +18 ⁰C. Отопление подается в период наступления холодов. При этом, в указанный промежуток времени могут происходить перебои. Их суммарное время, как и в случае с водоснабжением, не должно превышать суток в месяц.

Если же произошло единоразовое отключение, то его длительность должна зависеть от температуры внутри помещения:

  • при более чем +12 ⁰C ― не больше 16 часов;
  • если температура от +10 до +12 ⁰C ― не больше 8 часов;
  • если температура от +10 ⁰C и менее ― не более 4 часов.

Оплата за отопление начисляется в зависимости от площади отапливаемого помещения. Основанием для расчетов служат региональные нормативы.

Помимо отопления собственных квартир, жильцам также необходимо оплачивать и предоставление услуг в местах общего пользования.

Вывоз мусора

Мусор или ТБО должен подлежать утилизации. Его вывоз на специальные полигоны также включен в жилищно-коммунальные услуги. Деньги за данную работу могут высчитывать либо из оплаты за содержание жилья, либо из ремонтных работ.

Законодательными документами установлено, что оплата за вывоз мусора должна производиться в зависимости от метража помещения, в котором проживает человек.

В связи с этим, довольно часто возникают различные споры. Так, многие считают, что вычисление точной суммы оплаты должно производиться из количества жильцов помещения, а не его размеров.

Водоотведение

Водоотведение или канализация также включены в ЖКУ. Оно является неотъемлемой частью водоснабжения и позволяет отвести хозяйственно-бытовые и сточные воды. Поэтому от состояния канализационной системы зависит санитарно-эпидемиологическая обстановка во всем городе.

Другие

Все перечисленные выше услуги являются обязательными к оплате. Однако существуют и другие платежи ЖКХ, которые могут даже не входить в содержание дома. Наиболее часто в квитанциях можно встретить дополнительные строки с оплатой за охрану, видеонаблюдение, обслуживание сигнализаций.

Некоторые из жилищных компаний и вовсе стараются списать с жильцов незаконные платежи. К ним относятся:

  • Все услуги, не прописанные в договоре о поставках услуг ЖКХ.
  • Оплата за обязательные услуги, установленная выше законных нормативов.
  • Различные сборы на деятельность компании.

Действующие тарифы

В 2020 году было внесено несколько изменений в правила поставки коммунальных услуг. Они включают в себя порядок их расчета и оплаты. За исключением отопления, все обязательные коммунальные услуги поделены на две категории: «индивидуальные» и «общедомовые».

В основном, постоянным изменениям подвергаются нормативные коэффициенты. Они возрастают, подталкивая граждан к установке индивидуальных счетчиков.

Так, для тех, у кого есть современные индивидуальные приборы учета, нормативные начисления ниже. Для тех же граждан, у кого не стоят счетчики, существуют специальные, повышающие коэффициенты.

Стоит отметить, что с каждым полугодием повышающий коэффициент будет увеличиваться на 10%. Максимальное завышение будет составлять 60%.

Можно ли отказаться от некоторых услуг?

Практически все из того, что входит в услуги ЖКХ, является обязательным условием для проживания. Однако от части из них гражданин все же может отказаться. Так, в 16 статье закона о «Защите прав потребителей» говорится, что поставщик ЖКУ не имеет права навязывать гражданам свои платные услуги, не внесенные в договор.

Также можно отказаться от коммунальных услуг, которые внесены в договор. Для этого подается соответствующее заявление в управляющую компанию.

Таким образом можно отказаться от:

  • обслуживания домофона;
  • поставки кабельного телевидения;
  • обслуживания радиоточки.

Также можно написать отказ от оплаты услуг, которые не выполняет поставщик. Например, в случае, если сломаны лифт или мусоропровод. При этом необходимо предоставить веские доказательства в виде фотографий неисправного объекта.

Ответственность за ненадлежащее исполнение условий договора

Некоторые компании требуют оплату за предоставление коммунальных услуг в полном размере, при этом недобросовестно выполняя свою часть договора.

В таком случае законодательство предусматривает применение нескольких видов мер. Так, в случае несвоевременного вывоза мусора или ненадлежащего ухода за общедомовыми помещениями, граждане могут составить соответствующий акт.

Составить документ следует как можно скорее, поскольку начало отсчета периода невыполнения обязанностей будет вестись с момента подписания акта.

Если недовольство жильцов имеет массовый характер, то подготавливается письменная коллективная жалоба  с четко установленной формулировкой претензий.

Документ необходимо подать в ТСЖ или управляющую компанию. В бумаге должна содержаться информация о точной дате, до которой необходимо устранить нарушения. Жалобу следует написать в двух экземплярах.

Такое же письмо в случае бездействия следует направить и в управление ЖКХ по населенному пункту. Если со стороны организации также не будут приняты никакие меры, то у граждан появляется возможность обращения в суд.

На видео о задолженности по коммунальным услугам

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.